Бетон – распространенный строительный материал, применяемый при сооружении объектов гражданского, промышленного, инфраструктурного назначения. В странах Евросоюза и США бетонные смеси определенного состава широко используют в дорожном строительстве – для укладки верхнего и нижнего слоев дорожного полотна, аэродромных покрытий, устройства подготовки автобана.
Виды бетонов, в зависимости от эксплуатационного назначения
Компонентный и пропорциональный состав дорожных бетонных смесей отличается от состава общестроительных материалов. Готовый продукт после твердения должен быть устойчив к следующим негативным факторам:
- значительные механические нагрузки;
- образование микротрещин из-за циклов замерзания-оттаивания и периодического увлажнения и высыхания;
- воздействие химических веществ, которыми посыпают дорожные покрытия в зимнее время.
Компоненты и их количественное соотношение в бетонной смеси подбирают, в зависимости от планируемой области применения и в соответствии с нормативами:
- Устройство однослойного дорожного покрытия или верхнего слоя многослойного покрытия. К бетонам, применяемым для этой цели, предъявляются жесткие требования. Эти материалы после набора марочной прочности должны сохранять устойчивость к нагрузкам от проезжающего транспорта, в том числе грузового, и не разрушаться под воздействием негативных погодных факторов.
- Устройство нижнего слоя в многослойных покрытиях. Требования к материалам, применяемым для этой цели, не такие жесткие, поскольку нагрузки от автомобилей в данном случае слабее, а воздействие негативных погодных факторов отсутствует.
- Устройство основания под дорожное покрытие. Требования к качеству невысокие.
Преимущества использования бетонных смесей для проведения дорожных работ
- Высокая прочность бетонных составов с определенной рецептурой и процентным соотношением обеспечивает возможность выдерживать серьезные нагрузки, передаваемые легковым и грузовым транспортом.
- Хорошие показатели шероховатости бетонной поверхности обеспечивают надежное сцепление колес с дорожным покрытием, даже находящимся в мокром состоянии.
- Замедленный износ, по сравнению с износом асфальтного покрытия.
- Устойчивость к негативному воздействию осадков.
- Высокая устойчивость к воздействию ярких солнечных лучей, в отличие от асфальтного покрытия, которое «плавится» в жару.
- Слабое пылеобразование.
- Средний эксплуатационный период без капитального ремонта – 50 лет, за это время может выполняться небольшой объем ремонтных мероприятий.
- Возможность механизации всех этапов дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ.
Еще одно преимущество дорожной бетонной смеси, изготовленной в заводских условиях, – проверка всех составляющих в лабораторных условиях. Результаты исследований заносят в специальный журнал.
Состав дорожных смесей
В бетонных смесях, используемых в дорожном строительстве, применяют следующие компоненты:
- Портландцемент марок М400 и выше.
- Крупный заполнитель – щебень средней фракции с высокими показателями прочности и морозостойкости. Чаще всего с этой целью используют гранитный щебень, применение которого в жилом строительстве из-за высокого естественного радиоактивного фона (в большинстве случаев) ограничивается.
- Добавки. Для повышения характеристик прочности, влагостойкости и морозоустойчивости применяют пластификаторы и гидрофобизаторы.
- Фиброволокно для объемного армирования. Используется для автомагистралей. Его добавление существенно повышает износостойкость полотна.
Особенности производства бетонных смесей для дорожных работ
Для ведения дорожных работ обычно применяют смеси, изготовленные в заводских условиях на автоматизированном оборудовании, способном обеспечить точное дозирование всех компонентов. Составляющие смеси взвешиваются по отдельности, а затем в определенном порядке загружаются в смеситель. К месту проведения работ бетон доставляется специализированным транспортом.